| ДМИТРИЙ БОРОК ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ МАЙКА ИВАНОВА
Добрый день!
Идея этой статьи возникла совсем просто - однажды на сайте "ЗНАТАКИ" я нашел очередную ссылку на взятое какой-то газетой интервью с одним из "телезнатоков" и полез его читать. Конечно, любопытно, но ничего такого, о чем действительно интересно было бы узнать мне - знатоку - найти так и не удалось. Тогда я и решил попробовать взять интервью у действительно интересного человека и задать такие вопросы, ответы на которые самому же было бы интересно узнать. А так как мысль возникла незадолго до фестиваля в Самаре, то первую кандидатуру выбрать было совсем не сложно. Я попросил ответить на несколько вопрсов организатора "Самариума", многократного чемпиона Поволжья по "Брэйн-рингу" и "Своей игре" (и в то же время единственного, кто становился чемпионом Поволжской Лиги во всех трех чемпионатах), автора радующих нас год за годом вопросов и просто замечательного человека - Дмитрия Борока.
MI> Дима, сначала традиционный вопрос - расскажи немного о себе. В частности, как складывалась твоя судьба как знатока?
Сейчас я живу в Казани и работаю переводчиком-фрилансером. По образованию программист, какое-то время программистом и работал, потом
надоело - понял, что это "не моё". Что касается ЧГК-судьбы, то это длинная история. Родился я в городе Куйбышеве в 1979 году. [Дальше
следует нудная биография, из которой цензурой оставлены только ключевые моменты].
Благодаря усилиям родителей, а также дедушки и бабушки, я достаточно рано выучился читать (в 3 или 4 года - источники расходятся). В школе
учился без особых проблем, хотя за рисование, труд и прилежание были и тройки (последнее - из-за почерка и постоянного зачеркивания ошибок). Но с пятого класса (наш выпуск стал первым, у которого он был вместо четвертого) и четверок не было. Как и следовало ожидать, существенная часть класса относилась ко мне достаточно недружелюбно; впрочем, классу к восьмому это как-то почти вдруг и само собой изменилось к лучшему - то ли от прочитанных как раз в это время трудов Дейла Карнеги, то ли из-за постепенного взросления всего класса. Правда, активным участником жизни класса я не стал, общаясь в основном сдостаточно узкой группой одноклассников, которые впоследствии
образовали ядро команды "Десперадос". Мы дружили еще очень долго (собственно, и глагол в прошедшем времени я употребил лишь потому, что видимся мы, к сожалению, в последнее время очень редко, а не потому,что как-то изменил свое отношение к ним).
Передачу "Что? Где? Когда?" я стал регулярно смотреть приблизительно с 1991 года. (Во время просмотра первых передач был уверен, что "господин Крупье" - это обращение к ведущему по фамилии). Однако сам начал играть лишь в девятом классе, в феврале 1994 года.
В это время самарский клуб интеллектуальных игр "Логос" существовал уже семь лет. Он был образован в 1987 году при НПО "Труд", а
собственно ЧГК-подобные игры начались еще раньше. Основным мотором этих игр была на тот момент Ольга Абрамовна Деркач, в Самаре игравшая за команду Алексея Солдатова, а на выезде - за сборную "Стирол". Ольга Абрамовна вела, в частности, еженедельную рубрику "Игромир" в "Самарской газете". Один из конкурсов рубрики - "Эрудит-лото" - был призовым. Под влиянием (не)здоровой убежденности в собственных интеллектуальных силах и горячего желания как-то использовать это в практических целях (что явно было подстегнуто предыдущими успехами на олимпиадах) я начал участвовать в этом конкурсе. Точнее говоря, отправлял ответы я, но обсуждали их мы вместе с Андреем Ждановичем, Мишей Кузнецовым и Юрой Волгиным.
И вот однажды в этой самой рубрике было опубликовано объявление о том, что в университетском кафе "Гаудеамус" состоится турнир "Гигант
мысли". При этом проходить он должен был в три этапа: отбор для школьников, отбор для взрослых команд и финал (в три разных дня). Мы
сразу же решили, что должны сыграть. Двух недостающих игроков решили найти потом. Помню, что регистрироваться надо было заранее в здании областной администрации, в комитете по делам молодежи. Поперлись мы туда аккурат в 28-градусный мороз и при этом, поскольку не знали точно, куда ехать, проехали лишнюю остановку и шли обратно пешком.
Увы, в школьном турнире мы заняли лишь третье место (лидируя после первого тура и отстав от второго места на последнем вопросе), а
проходными для школьников были первые два места. Возможно, если бы мы прошли в финал и заняли там место, которое сейчас обычно занимают школьники на взрослых турнирах, на этом бы вся история и закончилась. Но в финал мы не прошли и достаточно серьезно расстроились, в результате чего решили тренироваться и "всем показать". (Так как тренера у нас официально никогда не было, то вопросы для тренировок команды мы начали писать сами в первые же дни. Именно так я стал и вопросником).
Зимой, уже в 10 классе, мы приняли участие в школьном чемпионате города (тогда у него была телефонная отборочная стадия и очный финал),
заняли там второе место, а в следующем году - и первое. На первом курсе я стал ходить на тренировки в клуб "Логос", хотя команда так ни
разу туда и не выбралась. Так вот и втянулся. На самом деле эту историю можно рассказывать еще долго. Основные ее моменты есть в
объемном исследовании "История самарского интеллектуального движения", написанном Владом Лихачевым в конце 2001 года; прочитать этот текст можно здесь.
MI> Дима, ты известен среди знатоков в самых разных ипостасях. Совсем недавно завершился очередной фестиваль в Самаре, который снова
прошел на замечательном уровне. Как вообще появилась мысль устроить первый фестиваль?
Ты будешь смеяться, но эта мысль приобрела отчетливые контуры именно после прекрасного саратовского фестиваля 1999 года. Тогда же, кстати, появился и брэнд "Бегемот". Поездка была совершенно феерической, очень приятно пообщались, не говоря уже о том, что выиграли ЧГК. До весны 1999 года мысль о самарском фестивале витала, но как-то абстрактно: я не знаю, были ли хоть какие-то попытки что-либо активно сделать. После Саратова мы решили, что фестиваль будет, и что делать его будем мы ("если не мы, то кто же?").
MI> В этот раз "Самариум" стал еще и этапом Кубка Мира, привлек команды верхушки мирового рейтинга. Каково твое мнение - это
прогресс? Как это сказалось на атмосфере - ведь традиционно фестивали в Поволжье считались "камерными", не считая саранских проектов последних лет.
Безусловно, прогресс: это и более острая спортивная борьба, и более высокие ставки - участие в ЧМ, и больший резонанс - как в мире
знатоков, так и вовне (понятно, что на игроков, известных по телеигре, СМИ и спонсоры клюют гораздо лучше). Но мы пытались сделать именно так, чтобы из-за "рейтинговости" и более острой спортивной составляющей не ушла традиционная добрая атмосфера поволжских
фестивалей. Очень хочется верить, что это удалось, хотя судить, конечно же, участникам.
MI> Подготовка фестиваля - каждый раз огромный труд. Какую ты для себя находишь мотивацию спустя год снова взваливать на себя эту работу?
Поскольку сейчас совсем чуть-чуть времени прошло с окончания последнего фестиваля, я еще не окончательно отошел от ощущения "все,
больше никогда!". Впрочем, в этом году оно не было таким сильным, как раньше, и все же это дает возможность отвлечься и взглянуть на вопрос
абстрактно.
Есть, пожалуй, комплекс мотивов. Где-то - привычка :) Где-то - гордость за свой город и ощущение "как же так, Самара без фестиваля?". Где-то - нежелание и невозможность бросить коллег и друзей. Где-то - мелкое и тщеславное желание покрасоваться своими вопросами :) Впрочем есть и еще одно - оно не объясняет именно "нахождение" мотивации, а сопровождало, пожалуй, начиная с первого фестиваля - возможно, именно потому, что свой фестиваль мы решили делать после саратовского, возможно, по другой какой-то причине: благодарность. Когда ты весь год ездишь на другие фестивали, организаторы которых выкладываются, чтобы тебе было хорошо, чувствуешь себя обязанным чем-то отплатить, подложить свои дрова в этот большой костер.
MI> В этом году команда "Бегемот" в четвертый раз стала чемпионом Поволжья по брэйн-рингу. Результат фантастический как со статистической точки зрения, так и с учетом условий - ведь вряд ли у команды было много возможностей тренироваться таким составом в
прошедшем году. Как вам удалось вновь повторить свой успех?
"Ах, если бы сам я мог это знать..." Тем более, что в трех из четырех чемпионатов - 2001, 2003 и 2004 - мы еле-еле пролезали во второй круг,
и, чтобы попасть в финал, нам дальше надо было выигрывать все бои. Возможно, за счет пониженного волнения: когда на носу куча проблем,
связанных с самим фестивалем, игровая ситуация воспринимается более отстраненно, меньше волнуешься о _результате_, играешь "как играется":
мысль "надо выигрывать все игры" где-то на периферии сознания и не парализует. А, возможно, такая "отчаянная" ситуация, напротив, мобилизует силы.
MI> Очередная победа - какие эмоции она принесла? Какой из титулов больше запомнился?
Титулы - это как фотоальбом: когда начинаешь глядеть не вперед, а назад, это плохо. Это щекочет что-то внутри, но часто перебирать медали - плохой признак. Поэтому лучше не вспоминать, а играть так, как будто все вокруг монстры, а ты первый раз пришел и, вроде, примерно представляешь свою силу, но здесь никто не знает, на что ты способен.
MI> В этом году у тебя была возможность выбора - играть чемпионат за "Бегемот" или за "Динамит". Почему ты сделал такой выбор?
Тут все гораздо определеннее, чем с мотивом проводить фестиваль :) Как бросить свою родную команду, если есть возможность не бросать?
(Впрочем, "Динамит" все равно приехал на ЧПБР в очень ослабленном составе, так что мог бы этим и отшутиться. Но мой выбор был сделан
задолго до того, как стало ясно, что половина "Динамита" не приедет.)
MI> Кроме брэйна, ты один из главных фаворитов и в поволжском чемпионате по "Своей игре". Однако в этом году в очередной раз победить тебе не удалось, хотя после первого этапа ты лидировал. Причина наверняка не одна, но что оказалось важнее - не совсем подходившие тебе пакеты в решающих боях, собственные ошибки, сила оппонентов или что-то совсем иное?
Все вместе, пожалуй. Игра делается очень быстро: стоит расслабиться, утратить концентрацию, и можешь провалиться так, что не выберешься. После уверенной победы в первом круге я действительно слишком расслабился (какую-то роль сыграло и то, что бои в другой группе растянулись гораздо дольше, чем в нашей, и ее игроки вступили в финальные бои "разогретыми", а мы - наоборот, но это уже попытки самооправдания). После чего проиграл бой Александру Коробейникову, а в последующем бою с Антоном Бочкаревым и сам переволновался, и не повезло чуть-чуть. Игра есть игра. А Антон играл совершенно фантастически и одержал заслуженную победу.
MI> Наконец, ты широко известен и как автор и редактор многочисленных пакетов вопросов. Писать вопросы - это искусство или умение? А
редактировать?
Мне кажется, что это скорее искусство, хотя в любом искусстве, и написание вопросов не исключение, есть ряд "стандартных" приемов.
Редактирование - в большей мере ремесло, хотя и здесь, чтобы превратить средний вопрос в хороший, часто пригодятся и опыт, и
интуиция - то, что отличает искусство от ремесла. Наконец, иногда редактору просто приходится переписывать вопрос заново за приславшего
его автора.
MI> Иногда встречается мнение, что редактор пакета вольно или невольно необъективно оценивает собственные вопросы, и они напрасно попадают в пакет. Насколько сложно оценивать собственную работу?
Начнем издалека :)
Отбирая вопросы на "СамариУМ", мы уже четыре года используем следующую систему: каждый член редакторской группы ставит вопросам свои оценки, причем не по традиционной 10-балльной, а по 3-балльной (0,1,2,3) системе. В отличие от 10-балльной системы, она позволяет более объективно, хотя и более грубо, оценить "пригодность" вопроса для постановки в пакет, дает меньший "свободный ход" и большую устойчивость к неоправданно завышенным оценкам. При этом каждый может оценивать и свои вопросы тоже, но может поставить ровно 20 оценок "3", ровно 20 оценок "2" и ровно 20 оценок "1". И если мне мой вопрос нравится до невозможности, но все поставили ему "нули", я поневоле задумаюсь - может, с вопросом что-то не так?
Что касается собственной априорной оценки, я пытаюсь представить себя на месте игрока, который будет играть этот вопрос. Если этот
гипотетический я будет после отыгрыша вопроса плеваться, лучше про него (не про игрока, а про вопрос) сразу забыть. Самое противное, если
есть сомнения - может, будет плеваться, а, может, и нет. Иногда такой вопрос получается "довести до ума" позже.
Насколько это получается - судить, опять-таки, не мне.
MI> В этом году, как и в прошлом, ты редактируешь в том числе пакет на Молодежный Кубок Мира. Каково твое ощущение - процесс формирования пакетов из вопросов, которые ты получаешь для этого турнира, скорее напоминает огранку и шлифовку или мытье песка в поисках крупинок чего-то стоящего?
К сожалению, в основном - мытье песка в поисках крупинок, причем за отсутствием большого количества крупинок огранку и шлифовку тоже
приходится применять очень широко... Тем не менее я очень благодарен всем авторам, присылающим вопросы для МКМ - и особенно тем, кто
стабильно присылает хорошие и оригинальные вопросы, пусть даже разбавленные вопросами... кхм... разными.
MI> Ты играешь в интеллектуальные игры давно и добился немалых успехов. Многие на каком-то этапе бросают игру, находя более важные для них ценности - учебу, работу, иные хобби. Что привлекает тебя в ИИ, является стимулом играть дальше?
Я никогда не давал себе труд над этим задумываться. Боюсь, когда я серьезно задумаюсь об этом, это как раз и будет значить: "а что-то главное пропало". Общение, совместное делание общего интересного дела (в работе я как раз скорее индивидуалист, хотя в резюме это и не рекомендуют писать :)), чувство общности, "своего круга" (хотя, увы, каким оно может быть обманчивым!), ну и радость побед иногда (психологи вместо этого наверняка скажут слово, которого я повторять не буду, хотя начинается оно на "само-", а заканчивается на "-утверждение"). Что касается более важных ценностей, то пока это, к счастью, не мешает ни учебе, ни работе.
Правда, увы, папа с мамой настолько часто говорили мне, что ЧГК не может быть целью в жизни, что теперь я даже с большим волнением и после долгих колебаний сажусь писать (а, точнее, записывать) вопросы, думая: а не трачу ли я сейчас время зря? Интересно, что если я просто почту, ЖЖ или анекдоты читаю, таких мыслей не возникает, - вот ведь, а! Так что не исключено, что это просто проявление собственной лени и отвращения к созидательному труду, каковые надо перебарывать решительно и бесповоротно. Так что ждите новых вопросов :)
MI>Дима, большое спасибо за интересные и содержательные ответы!
Спрашивал М. Иванов.
| |